Мой Клуб
Все, что происходит в жизни женщины...

25 июня православные христиане отмечают обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской

9

25 июня православные христиане отмечают День памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской. В Тверской области основные торжества проходят в городе Кашин, небесной защитницей которого является святая. День памяти Анны Кашинской – одна из знаковых дат 2019 года.

Анна Кашинская, в монашестве София – тверская княгиня, святая Русской Православной Церкви, супруга князя Михаила Ярославича Тверского, казнённого в 1318 году в Орде. Её мощи были обретены в 1611 году в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650 году мощи перенесены в соборную Воскресенскую церковь, состоялась официальная канонизация Анны Кашинской. В 1909 году Синод объявил днём её памяти 12 июня (25 июня по новому стилю) – годовщину перенесения мощей. Сегодня нетленные останки святой находятся в Вознесенском храме города Кашина.

Анна Кашинская — кто это, чем важна для православия

Она просияла христианским подвигом в далеком и грозном четырнадцатом веке. Тогда были иные времена и другие жизненные обстоятельства. Тем не менее, и в наши дни православные христиане молитвенно обращаются к святой княгине-инокине в самых различных нуждах, а ее жизненный путь, полный скорбей и страшных потерь, заставляет забыть о собственных житейских невзгодах.

25 июня православные христиане отмечают обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской

Будущая святая родилась во второй половине тринадцатого века в городе Кашине в княже­ской семье. С ранних лет она проявляла особую любовь к нищим и обездоленным, часто сама ходила по улицам, отыскивала нуждающихся и всячески им помогала.

В 1294 году Анна выходит замуж за Тверского князя Михаила, которому через несколько лет по наследству достается право великого князя Владимирской Руси. Однако с притязаниями на великое княжение выступает Московский князь Юрий, и начинается затяжная кровопролитная борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью, которая продлится полторы сотни лет. Все эти годы Русь будет стонать от бесконечных татарских набегов и междоусобной бойни.

Собрав большое войско, Московский князь Юрий вторгся в Тверскую землю и в течение нескольких месяцев грабил, жег и убивал. Князь Михаил выступил с ратью и в сорока верстах от Твери наголову разбил врага. Юрий, бросив войско, бежал с поля боя. Михаил захватил в плен бояр, а также супругу Юрия Кончаку, сестру ордынского хана Узбека, которая, к несчастью, скоропостижно умирает в Твери. Юрий спешит в Орду с клеветой о том, будто Кончаку отравили.

Тверскому княжеству грозило страшное разорение: заявится на Тверскую землю смертоносная татарская конница — и будет Орда терзать Русь когтями, рвать клыками, жечь огнем. На своих низкорослых, невероятно выносливых лошадях, способных кормиться в степи даже зимой, вырывая копытами из-под снега мерзлую траву, пронесется по Руси татарское войско, вырезая, по завету Чингисхана, даже детей, доросших до оси тележного колеса. Пронесется — и отхлынет назад, оставив после себя трупы и пепелища…

Князь Михаил мог бы собрать войско и, встретив врага под Тверью, во главе отборного, закованного в латы полка ринуться в самую гущу татарской рати и умереть с мечом в руке — как князь и воин. Но Михаил решает поехать в Орду на муки и позорную смерть, чтобы своей головой отвести погром от Тверского княжества. Княгиня Анна не стала отговаривать мужа. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании:

«Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти… Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив…»

Князю Михаилу в Орде надели на шею деревянную колодку и после долгих истязаний зарезали. Такой ценой Тверь была спасена от разорения. Лишь после заключения унизительного договора с князем Юрием Московским княгиня Анна получила мертвое тело своего супруга, которое оказалось нетленным. Князь-мученик был канонизирован в 1549 году…

Один за другим гибнут дети княгини Анны. В 1325 году ее старший сын, Дмитрий, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца ,— убил его, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, а тела разъяли по суставам. Казалось, страшным потерям не будет конца.

Вскоре после мучениче­ской кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась на родину в Кашин, в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме; тело ее было погребено в монастырском храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.

У гроба Анны Кашинской начались многочисленные чудеса и исцеления. Известия об этом дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, и на Московском земском соборе 1649 года Анна Кашинская была причислена к лику святых. 12 июня 1650 года состоялось торжественное перенесение мощей из деревянной Успенской церкви в Воскресенский собор.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, которые усмотрели, что пальцы правой руки ее честных мощей якобы сложены в старообрядче­ское двуперстие. Тогда, чтобы ограничить распространение раскола, церковные власти пошли на беспрецедентные меры — через тридцать с лишним лет после прославления, в 1677 году, запрещается поклонение святым мощам Анны Кашинской и совершение молебнов как святой. Это необычайное событие, которое получило название «деканонизация», исключительное в истории Русской Православной Церкви.

Но, несмотря на деканонизацию, почитание княгини-инокини в Тверской епархии не прекратилось, люди молитвенно обращались к святой Анне Кашинской и получали помощь. Писались иконы святой; до определенного года велась запись исцелений. В 1908 году император Николай II дал согласие на повторную канонизацию. 11 апреля 1909 года Святейший Синод объявил днем памяти святой Анны Кашинской 12 июня (25 июня по новому стилю) — годовщину перенесения ее мощей. В Свято-Алексиевском монастыре Саратова в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, есть образ святой Анны Кашинской с частицей ее мощей.

К этой святой люди обращаются с самыми различными просьбами. Ждут ее помощи и прихожане и сестры обители, ведь святая Анна Кашинская несла свой крест и в миру, и в монастыре, поэтому она считается как покровительницей семьи, так и помощницей тех, кто избрал монаше­ский путь.

Анна Кашинская и Михаил Тверской — история жизни и любви

Два поступка Михаила Ярославича – первое в истории сокрушение ордынской конницы на Бортеневском поле и принятие им мученической кончины ради спасения родной Твери – предварили полувековой подвиг его супруги Анны Дмитриевны, вся жизнь которой стала одним из самых славных деяний, совершенных русской женщиной за всю историю Руси.

Когда молодые люди вступают в брак, им обычно желают счастья. Но в чем состоит это семейное счастье, каждый обычно понимает по-своему.

Можно не сомневаться, что в далеком 1293 году 22-летнему тверскому князю Михаилу Ярославичу и его 14-летней невесте тоже желали счастья. И те пожелания, безусловно, сбылись. Ровно четверть века они прожили буквально душа в душу.

Почему все уверены в этом? Да уже потому, что в нашем общем народном сознании два этих образа – Михаила и Анны – давно уже присутствуют в неразрывном единстве. Об этом свидетельствуют и многочисленные парные иконы княжеской четы, имеющиеся едва ли не в каждом храме Тверской епархии.

25 июня православные христиане отмечают обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской

Единственный пример подобного же рода «супружеских» икон – совместные изображения Петра и Февронии Муромских. Но трогательная история преодолевшей сословные преграды любви муромского князя и крестьянской девушки и их обоюдной верности этой любви при всей своей лирической значимости не выходит за рамки личных отношений. На иконах Петр и Феврония, как правило, обращены друг к другу, они поглощены своей любовью, которой подчиняется все остальное.

Иной пример дает союз равных по положению Анны и Михаила. Их брак заключался исходя из государственных интересов, которым изначально подчинялись личные чувства. Княжеская любовь вырастала из чувства долга и была призвана служить этому долгу.

Таковы они и на иконах. Михаил и Анна могут стоять вполоборота друг к другу, но лица их обращены к Богу или на зрителя. Тверской князь, как правило, либо крестообразно сложил руки, либо держит в руках крест, как символ жертвенного подвига, подражающего крестному подвигу самого Иисуса Христа. Анна Кашинская обычно предстает в монашеском одеянии и в молитвенной позе. На заднем плане как парных, так и раздельных икон часто изображаются храмы и другие городские строения, напоминающие о небесном заступничестве святых князей за Тверь и Кашин.

Их личные отношения как бы вынесены за рамки изображения. Вся их жизнь и сама любовь – служение людям, Отечеству и Богу.

Тверские князья и царственные страстотерпцы

Жертвенная любовь Михаила и Анны, как и сам их союз, наиболее близка отношениям царственных страстотерпцев императора Николая и императрицы Александры, 100-летие мученической кончины которых мы отмечаем в эти дни.

Символично и то, что царская жертва была принесена в год, когда отмечалось 600-летие мученической кончины Михаила Тверского.

Известно, что в царской семье весьма почитали тверскую княжескую пару. Великий князь Михаил Александрович, также принявший мученическую кончину, чтил Михаила Тверского как своего небесного покровителя. Как известно, по его инициативе в Тифлисе был построен один из первых храмов, посвященных Михаилу.

Хорошо известно и особое отношение его старшего брата императора Николая к Анне Кашинской, повторное прославление которой стало возможным благодаря прямо выраженной монаршей воле. Общенародное празднование этого события служило сплочению православного народа в пору начавшегося революционного брожения.

В чем помогает Анна Кашинская и где можно поклониться мощам

Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря, пишет «Правмир«.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи.

21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году.

25 июня православные христиане отмечают обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской

Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г . в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания.

В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

«В женском естестве мужескую крепость имела еси» – так воздает должное святой Анне церковь за ту душевную стойкость, которую пришлось проявить ей многократно: когда она провожала на верную смерть едущего в Орду князя Михаила, когда узнала о казни сына Димитрия, отомстившего за убийство отца, когда восставшая против татар
О нынешнем почитании Анны Кашинской хорошо известно. В самом Кашине с 1998 года возобновлен традиционный крестный ход в день ее памяти 25 июня. Особенно многолюдным он был в 2009 году, когда отмечалось 100-летие повторной канонизации святой.

25 июня православные христиане отмечают обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской

Церкви и приделы во имя Анны Кашинской действуют кроме Санкт-Петербурга в Москве, Твери, Кашине и Каменск-Шахтинском Ростовской области. В Твери на улице 2-й Грибоедова в настоящее время строится старообрядческая церковь Анны Кашинской. Сегодня нетленные останки святой находятся в Вознесенском храме города Кашина.

Источник: rosregistr.ru

Подпишитесь на наши обновления
Подпишитесь на наши обновления
Подпишитесь, чтобы получать последние новости прямо на ваш почтовый ящик.
Вы можете отписаться в любое время

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует куки для лучшего его использования вами. Мы полагаем, что вы согласны с этой политикой, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Подробнее